Рекомендации для администрации, педагогов, классных руководителей, родителей (законных представителей) ГПОУ ТО «Чернский профессионально-педагогический колледж» по профилактике суицидального поведения среди обучающихся
Суицидальное поведение предоставляет собой одну из основных проблем современного общества.
Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальные проявления отличаются многообразием.
Истинное суицидальное поведение. Здесь имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинений близких.
Факторы риска, подталкивающие подростка к самоубийству:
- жестокое обращение окружающих;
- нарушенные отношения в семье, стремление любыми средствами создать впечатление гармонии; ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм; повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам; практика унизительных и жестоких наказаний;
- проблемы в образовательной организации;
- неразделенная любовь.
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних является одной из важнейших задач общества. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при комплексном подходе объединяющим усилия специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов).
Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием ряда следующих мероприятий:
- Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях.
- Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в образовательной организации, так и в семье.
- Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта.
Правила организации профилактики суицида среди обучающихся:
В работе по профилактике суицида среди несовершеннолетних необходимо:
– неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру и такт;
– знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующие приемы индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
– выявлять контингент группы риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
–оказание консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;
– не разглашать факты суицидальных случаев в коллективах обучающихся;
– рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенного суицидального риска;
– усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;
– проводить при необходимости консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
– формировать у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
– повышать стрессоустойчивость путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к преодолению ожидаемых трудностей.
Таким образом, для создания системы профилактики суицидов среди детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который обеспечивает реализацию принципов гуманизации в воспитании и образовании.
Характерные черты суицидальных личностей:
- настойчивые или повторные мысли о суициде;
- депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, сна;
- возможно присутствие сильной зависимости от наркотиков или алкоголя;
- чувство изоляции и отверженности по причине ухода из семьи или лишения системы поддержки;
- утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников;
- ощущение безнадежности и беспомощности;
- неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве и чувстве безысходности;
- в мыслях и речах наличие обобщения и фатальности;
- «туннельное» зрение, неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;
- амбивалентность: хотят умереть и в то же время хотят жить.
Рекомендуется придерживаться следующих принципов:
- 1. Определить причину психотравмирующей ситуации, выявить внутренний конфликт.
- 2. Создать благоприятный психологический климат, учитывая социальный статус каждого ребенка.
- 3. Педагогам знать возрастные особенности студентов.
- 4. Избегать психотравмирующих ситуаций, проводить уроки с положительно-эмоциональным настроением.
- 5. Помочь студентам в определении приоритетов, учить отказываться от завышенных требований и сверх ожиданий, поощрять личные достижения и успехи ребенка.
- 6. Культивировать уверенность ребенка в себе.
- 7. Не сравнивать успехи и достижения ребенка с достижениями других ребят.
- 8. Быть для ребенка внимательным слушателем.
- 9. Задавать вопросы студентам, чтобы помочь разобраться им в своих мыслях.
- 10. Проявлять толерантность к действиям детей, не допускать вседозволенности.
- 11. Устанавливать заботливые взаимоотношения. Чаще использовать фразы: «Мы с тобой», «Мы тебя любим» и т.д.
- 12. Формировать у детей понятия о том, что жизнь – это главная ценность для человека.
- 13. Помогать ребенку сформировать жизненные принципы, свое кредо.
- 14. Включать ребенка в общественную жизнь группы, колледжа и т.д.
- 15. Не запрещать детям выражать свои эмоции.
Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду:
- 1. Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.
- 2. Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки.
- 3. Не предлагайте того, что не в состоянии сделать.
- 4. Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
- 5. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит.
- 6. Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы.
- 7. Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности.
- 8. Убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью.
- 9. Не предлагайте упрощенных решений.
- 10. Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за то, что чувствует он.
- 11. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией.
- 12. Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс.
- 13. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние.
- 14. Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.