Требования к педагогам в контексте профилактики
и тактика поведения при возникновении подозрений
в употреблении обучающимися ПАВ
Классные руководители, учителя-предметники должны знать:
- - виды психоактивных веществ, в том числе курительных смесей;
- - причины употребления ПАВ детьми и подростками;
- - последствия употребления ПАВ (биологические, социальные, психологические);
- - этапы формирования зависимости от ПАВ;
- - факторы риска и факторы защиты; современные педагогические технологии профилактики зависимости несовершеннолетних;
- - содержание и особенности работы с родителями зависимых подростков;
- - признаки наркотического опьянения, тактику поведения педагога при подозрении на употребление ПАВ и при явном злоупотреблении ПАВ;
- - адреса и телефоны организаций, куда могут обратиться за помощью родители и дети при возникновении проблем с ПАВ.
Учителя-предметники должны выявить потенциальные возможности в рамках своего предмета для обращения внимания учащихся на печальные последствия, вызванные присутствием в нашей жизни разного рода зависимостей.
Данные факты должны косвенно (вплетаясь как сопутствующие основной теме урока) сообщаться детям. Не следует акцентироваться на них содержательно или в эмоциональной тональности сообщаемых учителем фактов.
Особым потенциалом в деле профилактики обладают такие предметы как история, обществознание, биология, химия, литература и ОБЖ.
Необходимо специально фиксировать внимание на проблеме здоровья, потому что мотивация здоровья и здорового образа жизни, несомненно, является одним из ведущих превентивных факторов защиты от вовлечения в употребление ПАВ. Формирование ценностей и стиля здорового образа жизни должно идти не через нравоучения, а через организацию насыщенной положительными эмоциями двигательной активности, спортивных занятий, через привитие устойчивых гигиенических навыков, через тренинг.
Тактика поведения педагога при возникновении подозрений в употреблении обучающимися ПАВ:
1. Беседа с учащимся с целью прояснения причин изменения в его состоянии (забывчивость, сонливость, появившиеся трудности в обучении и т. п.). Требования к построению первой беседы: конфиденциальность, избегание репрессивной и осуждающей тактики, высказывание подозрений в употреблении наркотических веществ только при существовании уверенности в этом.
- 2. При неподтвержденности подозрений в употреблении в результате беседы родителей можно не информировать, но обязательно извиниться перед подростком.
- 3. При подтверждении подозрений или выявлении и в дальнейшем изменений в состоянии учащегося (продолжая соблюдать принцип конфиденциальности):
- - убедить в целесообразности обращения за помощью к специалистам (психологу, наркологу);
- - проинформировать учащегося об учреждениях, оказывающих помощь, их адресах, телефонах;
- - провести беседу с родителями (цель: корректно сообщить о своих подозрениях, убедить в необходимости обращения за помощью к специалистам);
- - предоставить учащимся и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме;
- - помочь организовать индивидуальную встречу учащегося, его родителей со специалистом;
- - указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в употребление психоактивных веществ; - предупредить, что в противном случае поставите в известность администрацию школы, которая, в свою очередь, будет действовать в установленном для такой ситуации порядке (информирование правоохранительных органов).
- 4. При подозрении на групповое потребление ПАВ провести беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
Необходимо помнить, что необоснованные или нетактичные утверждения педагога о возможном употреблении подростком ПАВ могут стать поводом конфликта между учебным заведением и семьей подростка, вплоть до судебного разбирательства. Кроме того, утверждения, не имеющие достаточных оснований, могут оказаться серьезным психотравмирующим фактором и привести к психотравме у учащегося.
Тактика поведения педагога при реальном столкновении с употреблением обучающимися курительных смесей или других ПАВ:
В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо:
- - Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
- - Немедленно поставить в известность руководителей школы.
- - Срочно вызвать медицинского работника школы.
- - Известить о случившемся родителей или опекунов.
- - Нецелесообразно немедленно проводить разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков.
- - Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
- - При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Самым грозным осложнением употребления наркотиков и токсических средств является передозировка. В этом случае может наступить смерть от остановки дыхания, сердца или перекрытия рвотными массами дыхательных путей. Важно вовремя оказать первую помощь и вызвать «Скорую помощь». Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота.
Психологические особенности подросткового возраста "Почему подростку так нелегко с самим собой?" (смотреть)